Новая мощная спецтехника (прямо с завода) штурмует вершины скалистых гор, проводя строительство дорог. Водители маневрируют на вершине холма между валунов размером с двухэтажный дом.
Вокруг месторождений Джаркудук, Гумбулак, Адамташ кипит работа. Необходимо проложить 132 км автодорог и реконструировать 30 км прежних дорог. Новые дороги, шириной восемь метров, будут предназначены для большегрузного автотранспорта с нагрузкой до 10 тонн на ось (вес перевозимого груза до 100 тонн). Это необходимо для масштабных работ, связанных с обустройством газоконденсатных месторождений.
Один из важных объектов – сооружение городка строителей опорной базы промысла на 248 мест. За два месяца с начала работ здесь уложены фундаменты, высятся металлоконструкции общежития, крытой стоянки, столовой.
Проведены инженерные коммуникации, установлена комплектная трансформаторная подстанция. Выполняются работы по устройству водопровода и канализации. Установлены колонны склада материально-технического снабжения, смонтированы емкость склада горюче-смазочных материалов и площадка для обслуживания.
Живописные камни здесь дробят для укрепления наружных откосов. Сочетание красных и белых камней даст красивый визуальный эффект. «Земля глубоко прячет свои богатства, как будто не хочет отдавать. Будь месторождение на равнине, его легко было бы разрабатывать. Наша задача – освоить недра, несмотря на все природные трудности», - отметил главный специалист по строительству Шакир Ниязметов.
Почти девяносто человек трудятся только на этом объекте, сооружение которого даст начало строительству гигантской опорной базы промысла Гиссар на 15 гектарах в живописной, но весьма сложной для работ горной местности. Рабочий день здесь начинается рано утром с обедом на трассе строительства, где организованы полевые кухни, и заканчивается поздним вечером.
Стройные шеренги металлоконструкций строящегося городка строителей установки комплексной подготовки газа (УКПГ) кажутся миражом на горной вышине. Однако именно здесь 580 специалистов будут строить УКПГ, куда в 2015 году будет поступать по трубопроводу газ из месторождений Джаркудук, Адамташ и Гумбулак.
Колоссально количество грузов, которые предстоит перевезти для осуществления намеченного. Поэтому вдольтрассовые дороги, соединяющие месторождения и прорезающие горы, строят со строгим соблюдением технологий. После тщательной трамбовки грунта проводят анализ плотности и при необходимости снова разрыхляют и утрамбовывают грунтовую подушку на насыпи.
Очень помогает в этом сточная вода из специально устроенной дамбы на Адамташе. Всего за сутки здесь скапливается до 300 кубометров воды, которая используется для строительных автодорожных работ.
Работы в рамках проекта «Большой Гиссар» подобны лестнице – без одного этапа не будет следующего. Четкий и многосложный ступенчатый график работ требует от строителей не только напряжения всех сил и квалификации, но и взаимодействия различных служб, общая задача которых – воплощение в жизнь новой фазы мегапроекта.
|